Thursday 6 February 2014

Праздники в этой стране никогда не заканчиваются! День рождения Ганеша (Ганпати) и не только...

Не успела еще опубликовать пост с фотографиями про ярмарку, как на днях "обнаружились" еще два индуистских праздника!

2 февраля моя пожилая соседка Анти (ударение на первом слоге. Это уменьшительно-ласкательное от английского слова aunty-тетя) с заговорщическим видом позвала меня к себе. Здесь в Индии всех старших по возрасту, кроме родственников, принято называть анти или анкл (англ. uncle-дядя), то есть тетушкой или дядюшкой.

Наскоро одевшись, ибо моя домашняя одежда, которая считается обычной для любого русского, украинца или европейца, в индийском понимании слишком открытая. Во всяком случае, здесь в Индии приходится следить за тем, что и при ком на тебе надето, а у соседей в доме есть мужчины. Поэтому я кое-что переодела, чтобы соблюсти местные порядки и отправилась в гости в соседнюю квартиру. На пороге соседка нарисовала красивый узор - она всегда это делает к праздникам и особым дням.

Оказалось, что в тот день праздновали очередной индуистский праздник, коих в Индии намного больше, чем дней в году. Причина такого большого количества праздников в том, что помимо общеиндийских праздников в каждом штате отмечают также свои местные праздники, о которых людям из других штатов, чаще всего, ничего не известно. 


Что же качается второго праздника, то праздничная процессия, которую я увидела 4 февраля из окна своего дома, везла не что иное, как статую бога Ганпати (Ганеша). Сначала я очень удивилась, ведь праздник Ганпати проходит ежегодно в сентябре (см. сентябрьские посты), а вовсе не в феврале, и предположила, что это поклонение богу Ганешу устроено с тем, чтобы он исполнил какое-то коллективное желание празднующих. Однако, спросив у одного из участников шествия причину торжества, я узнала, что, 3 февраля у бога Ганеша день рождения, и процессия была устроена, как часть чествования этого бога.

Не смогла снять со вспышкой в анфас - было неудобно, так как рядом с Ганешем сидела пожилая женшина и все время смотрела вперед, ни на что не отвлекаясь. Снимать со свпышкой прямо ей в лицо мне было неудобно.
На фото видно, как красиво украшен Ганеш - на нем браслеты, красивая корона на голове, а перед ним разложены различные вкусности (их на фото не видно).
Бог Ганпати помогает в исполнении желаний и очень почитаем в штате Махараштра. Празднования дня рождения бога Ганпати проходят также в штате Гоа и некоторых частях Карнатаки.


В общем, как и полагается во время праздника Ганпати, процессия с музыкой и танцующими людьми направлялась, видимо, к ближайщему водоему, чтобы сбросить туда статую. (об этом я уже писала в сентябрьских постах). Ганапати, как ему и пристало, восседал на открытой части пикапа, окруженный дарами в виде "съестных припасов". Впереди процессии ехал грузовик, на который была водружена целая музыкальная установка с басами и огнями, как на дискотеке! Видео с подобной процессией я уже снимала в сентябре и Вы можете его посмотреть на моем ютуб-канале. (Кликните, чтобы перейти к просмотру видео с праздника Ганапати)


Пока я следовала за процессией, мы поравнялись с пожарной станцией и я заметила, что здесь тоже установлена статуя Ганапати (Ганеша). А вчера снова увидела статую Ганеша на месте окончившейся ярмарки - по-видимому, к этому временному алтарю (коих сооружают огромное множество здесь в Махараштре на праздник Ганпати в сентябре) будут приходить верующие, чтобы поклониться своему любимому богу. Одним словом, внешне все точь-в-точь, как и в сентябре.

Пожарная станция и статуя Ганеша



Ввернемся теперь к празднику,  на который меня пригласили соседи 2 февраля и название которого мне пока не удалось выяснить. 

Как принято во время индуистских праздников, у алтаря горели свечи. Надо сказать, что небольшой алтарь со статуей какого-нибудь из индуистских богов (в зависимости от того, кому семья особо поклоняется), имеется в каждом индуистском доме, а у некоторых для этого отведена даже целая комната (такая комната может быть очень маленькой).


На журнальном столике лежало угощение - также один из обязательных атрибутов практически любого праздника. Как мне поведали, эти продукты индийцы стараются употреблять в зимнее время, так как они помогают сохранить тепло в теле. Традиционно, эти же продукты используют для угощения во время зимних праздников. 

Вот этой краской женщины ставят себе на лбу точки.
В общем, соседский праздник оказался и моим, в том числе, потому что это праздник, посвященный всем замужним женщинам. Моя молодая соседка вручила мне яблоко, конфетки (кругленькие в форме ладду) и браслеты - по традиции их надо принимать обеими руками, обнесла передо мной по кругу горящую свечу, дотронулась до моих ног, а затем, спросив разрешения, нанесла мне на лоб точку тремя красками, которые Вы видите на предыдущем фото, так что я прочувствовала всю сакральность  этого ритуала. 

Вот такие вот браслеты соседи подготовили для своих гостей, включая меня. В каждой упаковке по 4 зеленых браслета, символизирующих замужнюю жизнь.

Интересно, удалось ли моим хлебосольным соседям раздать все браслеты...


Еще индийские праздники:
Холи

No comments:

Post a Comment

От автора

Все описанное мной ни в коем случае не несет в себе никакого осуждения или порицания. Факт остается фактом, что все народы разные и у каждого народа есть свои особенности, которые могут представлять интерес для кого-либо, как, например, для Вас, если Вы читаете этот блог. Поэтому я делюсь с Вами своими наблюдениями об Индии и индийцах, которые являются моими личными наблюдениями, и анализирую и высказываю свое личное мнение,основанное на моем опыте. Если у Вас другой опыт, то поделитесь им - комментарии приветствуются!